Ситуацию с таксистами без ОСАГО проанализировали эксперты
Компания: TRUE
Юрист оценила шансы на взыскание ущерба в случае ДТП с таксистом без полиса обязательного страхования гражданской ответственности.
С появлением полиса ОСАГО дикие времена авторазборок на дорогах с бейсбольными битами и анекдотов из серии «ну, тогда поехали смотреть квартиру» прошли. Вслед за ними, однако, наступили времена не цивилизованные, а больше похожие на полудикие. Страховой полис, несмотря на обязательное его наличие, многие просто не приобретают. Кто-то перестал это делать из-за цены на ОСАГО, которая с каждым годом растет, и надеется на собственную аккуратность. А есть и те, кто не покупает его по принципиальным соображениям. Теоретически, в случае аварии деньги с виновников ДТП, у которых не оказалось страхового полиса, можно взыскать через суд. Но в любой теории, как известно, есть нюансы.
«Ситуация типичная, конечно, но для меня первая. Подскажите, знающие люди. Въехал в меня таксист. Инспектор ГИБДД оформил постановление. Вину таксист признал. У таксиста нет ОСАГО. Моя страховая отказывает в выплате. У меня есть КАСКО, но с достаточно крупной франшизой. Что делать? Куда и с чем идти?» — написала москвичка Наталья Котятова в группе «Синие ведерки» в Facebook. В комментариях она пояснила, что виновник ДТП – уроженец Узбекистана с российской пропиской.
Координатор движения в защиту прав автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов, комментируя ситуацию для «Московской газеты» отметил, что часто наличие страховок у таксистов уполномоченными органами просто не отслеживается, хотя возможность делать это есть.
«Это известная проблема и идти с ней некуда. Разве что ехать в Узбекистан и судиться с там с тем, кто нанес вред. Законом уже давно подобные ситуации регулируются. Складывается впечатление, что почему-то Московская автодорожная инспекция воспринимает такси без ОСАГО как норму, хотя механизмы контроля наличия страхового полиса тоже существуют. Почему так происходит, наверное, стоит задать вопрос Департаменту транспорта города Москвы. Проблема, разумеется, актуальна не только для столицы, но и для регионов», – подчеркнул активист.
По словам кандидата юридических наук Екатерины Скосаренко, законодательство регламентирует порядок действий пострадавших в данной ситуации, однако на практике взыскать ущерб с иностранных граждан чаще всего просто невозможно: «В случае с ДТП без оформленного ОСАГО у виновника действуют общие правила компенсации убытков на основании ст.1064 ГК РФ, согласно которой «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
КС РФ уточнил в Постановлении КС РФ от 10.03.2017 года, какими правилами надлежит руководствоваться при определении размера ущерба от ДТП:
- потерпевший имеет право на полное возмещение наступивших из-за аварии убытков, которые включают в себя все затраты по восстановительному ремонту, а также все остальные необходимые затраты, вызванные ДТП;
- если после установки новых комплектующих на поврежденной машине ее стоимость вырастает, то это не уменьшает размер предъявленной претензии к виновнику аварии;
- обязанность компенсировать все убытки ложится на виновника аварии.
Если виновник аварии является гражданином другой страны и у него нет имущества, существует три варианта разрешения данной ситуации: договориться с виновником аварии миром и потребовать с него сумму убытков, решить вопрос через страховую по КАСКО или через суд».