. А.Лысенко об Общественном ТВ из 80-х, "Дожде", попсе и кнопке Кремля, 28/05/2013,
Карта СМИ
 
 E-mail: 
 Пароль: 
Зарегистрироваться


      

   28/05/2013  
| А.Лысенко об Общественном ТВ из 80-х |  "Дожде" |  попсе и кнопке Кремля
Гендиректор недавно запущенного Общественного телевидения, мэтр отечественной журналистики Анатолий Лысенко рассказал РБК о своих зрителях, людях из Интернета, канале "Дождь", архаичных формах и революционном содержании телепередач, а также финансовых сложностях ОТР.
- На Ваш взгляд, сегодняшняя телеаудитория отличается от интернет-аудитории?
- Конечно. Во-первых, интернет-аудитория моложе. Чтобы ни говорили, это все-таки территория молодых. Хотя я знаю моих ровесников, которые в этом деле разбираются. Я, к сожалению, к ним не отношусь. Она моложе, она менее, как ни грустно, образована, она значительно хуже знает русский язык, хотя и телевизионная аудитория не особо блещет.
Для меня очень смутно само понятие "интернет-журналистика" - для меня это такая безразмерная журналистика, переходящая в словоблудие. Многие выходят в Интернет поделиться своим мнением. Это напоминает интервью с эстрадными звездами: появляется такая звезда и говорит: "Я хочу с вами поделиться своими мыслями". Сразу понимаешь, что мысль у нее всего одна, и та, видимо, обозначена не очень четкой линией, и думаешь: "Ну, не делись, милая, что-нибудь оставь себе".
Очень часто интернет-журналистика, интернет-обсуждения напоминают мне театральный прием. Когда нужно создать оживление на сцене, актеры ходят и говорят: "О чем говорить, когда говорить-то не о чем?" Внешне ощущение просто кипения страстей, мысли. А о чем говорить, когда говорить-то не о чем?
- Интернет-аудитория посмотрела первые дни вещания вашего канала, в сети идет бурное обсуждение, много претензий, хотелось бы, чтобы Вы их прокомментировали.
- Я очень благодарен интернет-аудитории, очень внимательно читал и, честно скажу, ожидал, что будет более жестко. Но меня удивила тональность: "Регулярно зависала картинка, толком посмотреть не удалось, но я разочарована". Это напоминает мне годы моей молодости: "Я не видел фильм "Мне 20 лет", но я полностью согласен с мнением Никиты Сергеевича". Они видели экспериментальные выпуски.
Я понял одну простую вещь: 50-55-минутный формат программ не годится. Мы воспитали телезрителя, привыкшего к клиповому мышлению, прерывистому восприятию телевидения, а вам вдруг дают 52 минуты обсуждения тем. Это все равно, что если вы привыкли читать коротенькие новеллы, и вдруг вам дают "Войну и мир". Уже один вид этого тома - ну елки-палки!
"Я не хочу сказать, что мы делаем "Войну и мир", упаси Бог! Но мы сегодня поняли, что мы делаем неправильно, что нужно менять" Понять, чего хочет зритель, нельзя. На одной и той же страничке пишут: "Если в течение 5 дней вы не покажете Навального, Удальцова, Яшина, Пономарева, Гудкова - немедленно прекращаю смотреть ваш канал" и "Если вы будете показывать этих (перечень из тех же фамилий), смотреть это будет невозможно". Чего хочет зритель?
Когда обсуждалась вообще идея телевидения, много писали: "Это должен быть канал оппозиции". Вчера мы показали сюжет в Сети, как Навальный борется с прокуратурой. Я бы сказал, наши ребята занимают нейтральную позицию наблюдателей. Ну и что? Мир изменился от этого? Показали, ну что тут страшного? Я не боюсь ни показывать их, ни не показывать. Если у них есть позиция - бога ради.
Сегодня есть эта тяга выйти на митинг, но у нас был 1917г. Поэтому я говорю: "Кто угодно, кроме Удальцова". Призывать людей на баррикады - мы в 1917г. это уже прошли. Чем это кончилось, все прекрасно знают.
"Владимир Владимирович Познер - тоже противник Общественного телевидения в этой форме. Он правильно сказал: "Давайте поживем, увидим, посмотрим". Он честно сказал: "Меня пока это разочаровало". Но если бы он знал, как это меня разочаровало!" Навальный говорит в первый день: "Я не видел канал, но я считаю, что его надо закрыть". За две недели до начала эфира столь любимый мною Леня Парфенов говорит: "Я не верю в Общественное телевидение, это пустая трата времени, не надо его запускать". Владимир Владимирович Познер - тоже противник Общественного телевидения в этой форме. Он правильно сказал: "Давайте поживем, увидим, посмотрим". Он честно сказал: "Меня пока это разочаровало". Но если бы он знал, как это меня разочаровало!
- По конкретным претензиям: зрители сходятся на том, что Общественное ТВ похоже на телевидение 1980гг., архаично, неактуально, у вас возрождены передачи того времени и идет уход от актуальных проблем.
- Это лишний раз показывает, что смотрели люди бегом. Единственная передача, которая была возрождена, - "Это вы можете". Это рассказ об изобретателях. В России это вечная вещь - взять швейную машинку и сделать из нее космический корабль, только у нас можно из "Лады Калины" сделать нормальную машину. У нас страна такая, что все приходится привинчивать.
Архаичность форм. Я понимаю, что можно сделать новости, где ведущие были бы на голове. Это что - новая форма? Это классические формы. Так что это не архаичность форм. Сидят три человека на "Дожде" и ведут новости - это революционно? То же самое делали мы в Молодежной редакции - "Проспект молодости", то же самое делала Главная редакция пропаганды, отдел марксизма-ленинизма делал передачу "Ленинский университет миллионов". Так что дело не в форме, а в содержании.
Один товарищ прислал такую заметку: "Три дня, а Путина нет в эфире! Как это может быть?". Он увидел сенсацию в этом. Кстати, никто из критиков и больших демократов не обратил внимания, что у нас нет "паркета". Один раз было сообщение о принятом распоряжении по дорогам, которое касается всей страны - от Москвы до самых до окраин. Революционная форма ради чего? Что хотят люди?
"Один товарищ прислал такую заметку: "Три дня, а Путина нет в эфире! Как это может быть?". Он увидел сенсацию в этом. Кстати, никто из критиков и больших демократов не обратил внимания, что у нас нет "паркета" "Напоминает телевидение конца 1980гг.". В конце 1980гг. народ смотрел телевидение до упора, до 3 часов ночи. И мало того, что смотрел - он еще приходил на встречу с журналистами телевидения. Так что это было не самое плохое телевидение. Там было много дурацкого, но это было не самое плохое телевидение. Дай бог нам сегодня вернуться к профессиональному уровню.
- Основное опасение интернет-пользователей и ваших коллег - возможная цензура. Есть ли у вас списки людей, которых запрещено показывать?
- Вы можете не поверить: никаких списков у меня нет. Более того, никаких указивок я не получал, никто меня никуда не приглашает. Может быть, с учетом того, что мне уже много лет, репутация у меня уже устоявшаяся, у меня есть своя точка зрения, и я с нее редко сползаю.
Это странная ситуация: канал не может быть независимым, если его руководство назначается президентом и получает деньги из бюджета. Хотя классический пример: Би-Би-Си - эталон. Мой друг Олег Попцов говорит: "Моя мечта - выстроить Би-Би-Си". А говорю: "Олеж, для этого сначала нужно выстроить Англию. Потому что не бывает: здесь Би-Би-Си, а кругом Тверская область".
У меня была возможность познакомиться хорошо с работой Би-Би-Си и даже с руководством - с председателем совета, очень милый интереснейший человек. Да, он - общественная фигура, но его назначает королева. Вы можете сказать, что королева не правит. Но назначает она его по представлению премьер-министра. Как вы знаете, в Англии премьер-министр - сугубо партийное лицо. И власть в той или иной степени участвует.
"Би-Би-Си - эталон. Мой друг Олег Попцов говорит: "Моя мечта - выстроить Би-Би-Си". А говорю: "Олеж, для этого сначала нужно выстроить Англию. Потому что не бывает: здесь Би-Би-Си, а кругом Тверская область" Независимое телевидение Соединенных Штатов Америки: 25% финансирования - это пожертвования. Но это Америка, там другая культура пожертвования. 30%, по-моему, - бюджет, и 50% - заказ передач со стороны крупнейших американских корпораций. Американские крупные корпорации точно так же, как наши, не обладают повышенным бескорыстием.
Я твердо убежден и всегда говорю: не бывает независимого телевидения, не бывает независимого радио. Бывает, что вы заработали деньги, купили телевизионную камеру, сняли дома передачу и показали ее дома. Это абсолютно независимо. Это ваше телевидение в том случае, если камера куплена на ваши деньги. Но в случае, если камера куплена на деньги вашего мужа, жены или родителей, а в передаче вы их критикуете, вы рискуете - в зависимости от темперамента - получить или утюгом, или по шее, или камеру могут отнять, или просто с вами не будут разговаривать.
"Я твердо убежден и всегда говорю: не бывает независимого телевидения, не бывает независимого радио" В конце концов телевидение зависит от зрителя. Попробуйте резко изменить содержание нашего телевидения на всех каналах, думаете, народ одобрит? Как в выступлениях: "Ой, ну что вы, Малахов!" А кто ж смотрит Малахова-то? Откуда эти сумасшедшие рейтинги? Смотрят, к сожалению. Это все красивые слова. Все должно присутствовать.
У нас есть тот зритель, которого мы воспитали, тот зритель, которого мы заслужили. Если вы посмотрите статистику - нигде в мире общественное телевидение, а оно по своему посылу общественно-политическое телевидение, общественно-социальное телевидение - ни оно, ни каналы "Культура" не имеют аудиторию выше 2-3,5%.
- Вы говорите, что на канале многое будет меняться. Есть ли какой-нибудь канал, который берется за образец?
- Подражать мы никому не будем, у каждого есть свое. Мне нравятся очень два кабельных - "Кто есть кто" и "365 дней", они связаны с историей. У меня у самого, честно говоря, есть план с Лешей Волиным - он тоже подзалетел, замминистра стал - сделать передачу об истории. А эталона нет, к сожалению. Да и это неправильно, ведь эталон - это клонирование.
"Мне нравится канал "Дождь", я смотрел, даже участвовал как-то у Ксюши. Она все пыталась меня разоблачить, но ей не удавалось. Хороший канал. Он приятен и симпатичен мне непричесанностью и легким непрофессионализмом. Я не люблю кошек, но очень люблю котят. Вот пока они такие котята, не знаю, что получится, может, получится и дальше хороший канал" Очень мне нравится канал "Культура", хотя и очень много претензий к нему, неплохие каналы "Москва-24", "Россия-24". На каждом есть что-то свое. Счастье наше сегодняшнее в том, что телевизионный сектор дает людям все, что они хотят. Хотите "Пипец" смотреть - смотрите "Пипец", хотите Охлобыстина - смотрите Охлобыстина, хотите "365 дней" - смотрите "365 дней", хотите Discovery - смотрите Discovery, хотите спорт - смотрите спорт. Аудитория больших каналов падает из года в год. И это правильно, потому что есть большой спектр - какие-то каналы возникают, какие-то исчезают.
Мы хотим три вещи. Во-первых, это канал ответственный, это не канал развлечений. Мы хотим помочь людям, которые объединяются.
"Раньше актер должен был уметь сыграть мысль, задуматься, а сегодня актер, который не умеет как застреленный падать, который не умеет навскидку выстрелить, - это уже не актер. Это грустно не потому, что разнообразия нет, - мы приучили людей к жестокости. Даже не к жестокости, а к равнодушию к жестокости" Вторая наша задача - создать телевидение, которое рассказывало бы о провинции. Сегодня кто знает, как живет Владимирская область? Да никто, кроме тех, кто живет во Владимирской области. Телевидение рассказывает, к сожалению, о Московской окружной дороге, а за ней, давайте честно говорить, другая страна, другие проблемы. Мы хотим рассказать об этом, и не просто, а о том, что там делается. Ведь это смешная вещь: у нас зрители не знают, например, о том, что мы 7-й или даже 8-й год не покупаем зерно. Мы же раньше закупали регулярно зерно и самолетами возили в Канаду золото под прикрытием их. А кто знает, что на наших ракетных движках летают американские космические корабли? Можно похвастаться, что больше половины кандидатов на Нобелевскую премию американских - это наши ученые. Это грустно, но похвастаться-то можно!
" Я говорю всегда, что мы как Мухтар: Мухтар постарается. А, как известно, Мухтару все-таки удавалось найти колбасу" И третья наша задача - самая, может быть главная - "Ребята, давайте жить дружно!" Я вчера приехал, где-то 11 было часов, на одном канале - "бах!", на другом - ножиком. Я обожаю детективы, но нельзя жить одними детективами. Раньше актер должен был уметь сыграть мысль, задуматься, а сегодня актер, который не умеет как застреленный падать, который не умеет навскидку выстрелить, - это уже не актер. Это грустно не потому, что разнообразия нет, - мы приучили людей к жестокости. Даже не к жестокости, а к равнодушию к жестокости.
Вот вам наши простые задачи: дело, доброта. Что из этого получится, поживем - увидим. Я говорю всегда, что мы как Мухтар: Мухтар постарается. А, как известно, Мухтару все-таки удавалось найти колбасу.
- Выходцы с каких каналов трудятся сейчас на ОТВ и есть ли кадровый дефицит?
- Дефицит всегда есть в одном - в талантливых. Но понять, кто талантливый, кто нет - довольно трудно сразу. Выходцы с каких каналов? С разных, со всех. Хотя, скажем, модераторы у нас - это хозяева эфира, я бы сказал, они все не москвичи. Ни одного москвича там нет: там Калининград, Самара, Саратов, Екатеринбург, кто-то еще. Мы не сманиваем как-то. Разные профессии - там и актеры, и инженеры, и педагоги, и бывшие работники местного телевидения - совершенно разные люди.
- Телевидение - это прежде всего яркие творческие личности, работающие там. Приглашены ли на ОТР Л.Парфенов, С.Сорокина, В.Познер, М.Максимовская, Н.Сванидзе, Л.Млечин?
- Нет. Они все талантливые люди. С Колей Сванидзе и с Леней Млечиным я работал, в какой-то мере могу считать их своими учениками. Я бы с удовольствием их пригласил, но они все работают. Леня Парфенов сказал, что он не верит в общественное ТВ, хотя я с Леней тоже проработал. Нельзя создавать канал на экспорте. У нас из таких известных журналистов только Андрей Норкин, и то он давно уже на экране не был. Наверное, лет 10 на центральных каналах он не был.
У нас молодые ребята совсем. Они только-только пришли во время отбора, кастинга. Я не буду называть фамилии, потому что молодые журналисты обладают повышенной восприимчивостью к похвалам и быстрой переработкой этих похвал в наглость - в хорошую, молодую наглость, в нахальство. Это хорошее свойство. Я уже вижу среди них ребят, у которых большой потенциал. И, к сожалению, не я один это вижу - троих мы уже потеряли. Они не дошли до эфира, их сманили.
"Да, действительно, я человек прошлого поколения, наверное, даже уже позапрошлого. Но я не могу сказать, что я покрыт пылью, но я просто считаю, что я по-прежнему сотрудник молодежной редакции" Я считаю, что канал должен строиться на принципе соединения. Многие писали, и я могу их понять - "ой, что вы, это такой пыльный канал, старики". Тут, конечно, есть на чем потанцевать, потому что когда человека в 75 лет назначают руководить новым каналом, то в этом какая-то чума есть. Да, действительно, я человек прошлого поколения, наверное, даже уже позапрошлого. Но я не могу сказать, что я покрыт пылью, но я просто считаю, что я по-прежнему сотрудник молодежной редакции. У нас высший слой - где-то 50 лет - это замы мои. А дальше уже шпана молодая. Соединение опыта и, если хотите, взвешенности людей и молодого наглого задора. У нас в программе "Социальная сеть" ребята такие наглые, что хочется иногда дать по шее, и это нормально. Моя функция - объяснить им, что надо делать, их функция - не воспринимать и делать по-своему. В результате должна появиться хорошая результативная составляющая.
- Канал испытывает финансовые сложности. Недавно начался сбор пожертвований. Как он проходит? Сколько собрано и сколько планируете собрать?
- Не скажу, сколько собрано, просто не знаю - приходит все время. Сколько рассчитываем собрать - тоже не скажу. Для меня это не деньги, для меня это скорее символ желания участвовать в общей работе. Вот женщина прислала из Владивостока 500 руб. В тот же день министр связи Николай Никифоров, наверное, самый молодой министр, ему не было еще 30 лет, когда он стал министром, сказал мне, что будет часть своей зарплаты переводить в фонд.
"В тот же день министр связи Николай Никифоров, наверное, самый молодой министр, ему не было еще 30 лет, когда он стал министром, сказал мне, что будет часть своей зарплаты переводить в фонд" Наши ярые демократы кричат, что общественное ТВ должно существовать только на взносы. Конечно, хорошо бы, честно скажу, но это нереально. Когда провели социологический опрос, выяснилось, что только 13% готовы платить. Но готовы - это же еще не значит, что они будут платить. Практически во всем мире плата происходит все-таки обязательным методом. В Англии вы платите с экрана - ваше дело, вы подписываетесь и платите. Там есть структура, которая ездит по стране, и имеет право войти к вам в дом и посчитать, сколько у вас стоит экранов, платите вы или не платите.
Недавно я был в Германии. Мне очень нравится их телевидение - оно по-немецки добротное, серьезное, как немецкие книжки. В Германии вы должны платить каждый месяц, по-моему, 17 с половиной евриков за квартировладение. Я задал вопрос нашим коллегам, которые нас обучали умению жить: "Скажите, а если я не хочу платить за ваше телевидение - ни смотреть, ни платить не хочу". Они говорят: "Нет-нет, вы обязаны платить". Перед этим они мне рассказывали о добровольности и о том, что общественное телевидение не может получать деньги из бюджета.
"А какая разница: обязательный налог или из бюджета? Такое ощущение, что я в коридоре встречаюсь с Путиным - Медведевым и они мне в конвертике дают налом. Это мои же деньги, деньги Иванова, Петрова, Сидорова - кого угодно, которые приходят налогами и отдаются" - Будет ли на Общественном телевидении социальная реклама и хотя бы малая доля коммерческой рекламы для дополнительного привлечения средств?
- Коммерческая реклама - нет, она просто запрещена законом. Социальная, возможно, появится, если возникнет желание у рекламодателя.
- Ждете ли Вы инвесторов?
- Инвесторов не жду, спонсоров - да. Инвестор ведь вкладывает деньги для того, чтобы получить отдачу. А какая от нас отдача? У нас рекламы нет, прибыли мы получить не можем. Когда канал имеет рекламу - там огромные деньги.
"У нас спонсорство и пожертвования идут по кнопочному принципу: сверху кнопку нажали - "Ой, я хочу купить яйца Фаберже", сверху кнопку нажали - "Ой, а мне хочется команду ЦСКА взять на содержание". А если не нажали - желание не возникает" - Пока нет определившихся на роль спонсоров?
- Нет, пока нет нажатия кнопки, я бы так сказал.
- Планируется ли вещание ОТР на страны СНГ?
- Это очень непростой вопрос. Это межгосударственное вещание, и решается он обычно на уровне государства. Мы покупаем права на показ. Но если мы показываем это на Казахстан, то нам нужно платить другие средства и оформлять покупку прав на Казахстан, покупку прав на Латвию. Мне присылали вопрос: "Почему из Германии я не могу смотреть?" Это переговорный процесс. Попробуем поговорить. Будет всемирный конгресс русской прессы, может, там попробуем поговорить, может, в частном порядке они будут.
Вообще права - очень сложная вещь. В первый день работы мы показывали мой любимый фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Мы показывали его везде, кроме Интернета, потому что купить права на его показ в Сети мы не смогли. Мы вышли на рынок позже всех, все права уже куплены, мы перекупаем.
- Восполнит ли ОТР брешь в музыкальной составляющей российского эфира - будет ли показывать ретро- и современные клипы, архивные музыкальные передачи?
- Есть такие планы. Не могу сказать, что они завтра претворятся в жизнь, по архивным материалам - это все очень сложно. Опять-таки это надо покупать все, очень сложно с правами, очень сложно с техническими особенностями: старые записи нужно перегонять. Но вот чего не будет - это попсы. Это точно скажу.
Назад
Подробнее об источнике ""
Реклама  
Сайт
 Городов на сайте: 408 городов
 Компаний в базе данных: 9 476 компаний/СМИ
 Пресс-релизы: 248 353 пресс-релизов, добавить
 Рекламных баннеров (активных/всего): 0/201
 
Сейчас онлайн: 85
 Посетителей (Май): 5789 человек
 Клуб Карта СМИ: 10 403 человек, зарегистрироваться
  Rambler's Top100
  Добавить в избранное Добавить в избранное КАРТА СМИ
Телефон портала: Санкт-Петербург: +7(812) 321-60-40
e-mail manager@n-ec.ru
Портал принадлежит компании: Николаев Е:Консалтинг