Политика кнута вместо пряника: как стимулировать бизнес заботиться о природе
Компания: Медиагруппа Комсомольская правда
В Сколково прошел Международный конгресс по ответственному финансированию ECUMENE. Мероприятие подобного уровня прошло в Москве впервые. Оно было посвящено изменению климата и технологиям, в том числе финансовым, которые помогут избежать катастрофических последствий этого процесса. «Комсомольская правда», являясь постоянным информационным спонсором и инициатором многих экологических программ, провела онлайн-конференцию на тему: «Финансирование устойчивого развития компаний: отечественная практика и опыт стран ООН». Приводим основные выдержки из прямого онлайн-эфира (https://www.youtube.com/watch?v=pb7GqzK73Gg).
НОВЫЙ УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ
Климатические изменения начинают влиять на деятельность человека и производственную активность крупных компаний. Все это вызывает озабоченность многих экспертов. Предыдущие климатические инициативы практически не повлияли. Состояние окружающей среды не улучшилось. А значит, пора что-то менять во всемирной экологической повестке. Пока не стало слишком поздно.
- На протяжении последних лет, несмотря на все программы, мы ни разу не зафиксировали реального снижения темпов увеличения выбросов парниковых газов в атмосферу. Их общий объем увеличивается ежегодно на 1,1%. Если мы пойдем дальше такими же темпами, человечество столкнется с серьезными угрозами, - заявил Владимир Лукин, партнер отдела консалтинга КПМГ России и СНГ, кандидат биологических наук.
В Европе решили перейти от меморандумов и убеждений к денежным штрафам. Там собираются «бить евро» по тем компаниям, которые не соблюдают экологические нормы. В частности, оставляют глубокий карбоновый след, то есть слишком сильно нагревают нашу планету. Причем речь идет не только о европейских компаниях, но и о компаниях других стран, которые поставляют свою продукцию на территорию ЕС. Все это называется трансграничным углеродным регулированием.
- Политика пряника заменяется политикой кнута. Все страны будут побуждать к тому, чтобы сокращать объем выбросов мерами не поддержки, а денежного воздействия. Если объем выбросов будет выше некой нормативной величины, за превышение этого уровня компания будет платить определенную сумму в бюджет ЕС. Пока окончательно не определено, какой будет норма выбросов и сколько нужно будет платить. Но этот механизм точно будет введен, потому что он полностью соответствует многолетней политике ЕС, - говорит Максим Канищев, руководитель Центра по достижению углеродной нейтральности Ансельм.
По его мнению, потери российского бизнеса в случае введения нового налога могут составить от 20 до 200 млрд долларов.
ИНВЕСТИЦИИ В МОДЕРНИЗАЦИЮ
И чтобы избежать этих финансовых последствий для наших компаний, нужно уже сейчас, в превентивном порядке, заниматься модернизацией производства и сокращать выбросы.
- Это лучше, чем платить деньги европейцам. Пускай они останутся у нас в стране, и на них будут созданы рабочие места. Тем не менее любая модернизация крупного производственного объекта - процесс очень долгий. Если начнем сегодня, то первые изменения сможем увидеть не раньше, чем через три года, - сетует Максим Канищев.
По его мнению, нужен механизм, который побудит предприятия заниматься сокращением выбросов. Законы на эту тему нужно принимать в ближайшие месяцы. Тем более что модернизация (например, снижение энергопотребления) снизит не только влияние на окружающую среду, но и затраты самой компании. То есть инвестиции в энергоэффективность окупятся.
- Ученые говорят, что это десятилетие - самое важное для истории. И именно сейчас мы можем внести свой вклад, чтобы изменить ситуацию. К 2030 году мы взяли на себя обязательство стать углеродно позитивной компанией, - пояснила Юлия Бунина, бизнес партнер по устойчивому развитию ИКЕА.
В частности, шведская компания запустила комплексную программу по снижению своего углеродного следа. Закупает электромобили, забирает у покупателей подержанную мебель, развивает возобновляемую энергетику.
«ЗЕЛЕНЫЙ» ТУРИЗМ И «ЗЕЛЕНЫЙ» КОД
При этом речь не только о крупных промышленных производствах, но и о такой массовой сфере, как туризм. Антропогенный фактор оказывает достаточно серьезное негативное влияние на природу. Поэтому задача туристической отрасли - снизить этот эффект.
- В 2021 году «Роза Хутор» выступил с инициативой по формированию зеленых стандартов для проектирования и строительства инфраструктуры в секторе природной рекреации и туризма на ООПТ, используя в качестве заготовки собственный корпоративный стандарт – «Зеленый код», - говорит Дмитрий Колосов, директор по охране окружающей среды и устойчивому развитию курорта «Роза Хутор».
В ближайшие годы сфера туризма в России будет активно развиваться. А учитывая наши географические особенности, самым востребованным, скорее всего, станет «зеленый» туризм. При этом гостям хочется и быть ближе к природе, и жить в комфорте.
- Потребители туристских продуктов, выбирающие природную рекреацию и активный туризм, в равной степени демонстрируют ожидания как в отношении сервиса, комфорта и безопасности, так и качества окружающей среды и доступности природных красот. Курорт развивает сеть горных туристских лагерей, соединенных непродолжительными маршрутами. Этот проект направлен на формирование условий для доступного, безопасного и комфортного пешего туризма, - говорит Колосов.
По его словам, «Роза Хутор» и Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве заключили партнерство, направленное на разработку отраслевого зеленого стандарта для природно-рекреационной индустрии. Заготовкой для него послужит «Зеленый код». Ожидаемый результат совместной работы – общедоступный для всех участников рынка стандарт проектирования и строительства инфраструктуры для природного туризма, опирающийся на принципы экологической эффективности, ресурсосбережения и благополучия конечных потребителей.