Поддержка малого и среднего бизнеса: Чем помочь предпринимателю?
Компания: медиагруппа Комсомольская правда
Поддержка малого и среднего бизнеса – это национальный приоритет государства. В ближайшие годы в России должна увеличиться доля МСП во всех секторах экономики. Для этого власти реализуют множество мер поддержки. Они действуют как на федеральном, так и на региональных уровнях. Чего еще не хватает предпринимателям? И как сделать помощь от государства более эффективной? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, организованного медиагруппой «Комсомольская правда».
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Малый и средний бизнес давно находится в фокусе внимания федерального правительства, но в последний год на его поддержке сделали более серьезный акцент. «Малышей» из различных отраслей нужно было в буквальном смысле спасать – от последствий пандемии и ограничений, связанных с ней.
- Правительством был реализован целый комплекс мер поддержки. В частности, Минэкономразвия реализовывал программу льготных кредитов на фонд оплаты труда (ФОТ). Самая масштабная программа охватила 220 тысяч предпринимателей с числом работников 5,3 млн человек. По ней бизнес получал льготные кредиты, которые при сохранении численности занятых более 90%, по сути, превращались в гранты. Общий объем поддержки составил 400 млрд рублей, - рассказал Андрей Тараканов, и.о. директора Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства.
Более того, у этой программы был положительный эффект. Число занятых, несмотря на кризис, даже выросло – до 5,7 млн человек. При этом были не только прямые, но и косвенные меры поддержки. В частности, от Центробанка.
- Мы создавали условия для финансовых организаций, чтобы они помогали малому и среднему бизнесу. К примеру, мы рекомендовали всем банкам идти навстречу компаниям, если те обращаются за реструктуризацией кредитов. Реализовали целый комплекс мер, сделали необходимые послабления в регулировании, чтобы банкам было выгоднее реструктурировать кредиты своим клиентам, - объяснил Роман Марков, начальник управления финансовой доступности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
Сейчас антикризисные меры поддержки потихоньку сходят на нет. Применять их постоянно не очень правильно – они искажают рыночные сигналы. Тем не менее часть мер поддержки остается. Особенно в тех сферах, которые правительство считает приоритетными для развития экономики страны.
- Бизнес благодарен, что его поддержали и дали возможность не утонуть. Это было востребовано. Но надо идти дальше, - говорит Светлана Ковалева, президент Союза «Орловская торгово-промышленная палата».
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА БИЗНЕС
Одна из насущных проблем предпринимателей – доступ к финансированию. Взять кредит в банке для маленьких и начинающих бизнесменов – целая эпопея. Банки либо требуют залог, либо выставляют очень высокий процент. Поэтому хороший выход для предпринимателя – взять льготный кредит.
- У нас реализуется программа льготного кредитования под 9,25% годовых. На нее приходится довольно большая доля – почти 20% от объема кредитования МСП по стране. В программе участвуют больше 100 банков. По крайней мере, у половины остались неиспользованные лимиты. Кроме того, финансовую поддержку можно получить в государственных микрокредитных организациях. А если нет залога, можно обратиться в гарантийную организацию. Это позволит уложиться в требования банка и получить кредит, - объяснил Андрей Тараканов.
Правда, развиваться на заемные деньги готов не каждый предприниматель. На начальном этапе риски и так велики, а обременять себя еще и дополнительной нагрузкой – значит еще сильнее увеличивать эти риски.
- Бизнес на той или иной стадии развития должен понимать, какое финансирование ему лучше подходит. На начальном этапе это скорее не банковский кредит. Лучше использовать, например, краудфандинг, - посоветовал Роман Марков.
Это вид инвестиций, когда предприниматели через специальную инвестиционную платформу обращаются к широкой аудитории и получают поддержку от частных инвесторов. Тем не менее этот финансовый рынок только развивается. И предпринимателю стоит потратить время, чтобы побольше узнать о платформе, через которую он собирается привлекать инвестиции.
- Адресная инвестиция – достаточно интересная вещь. Но для развития этого инструмента нужен прозрачный и понятный механизм, а также регулятор. Чтобы люди не могли безнаказанно использовать этот инструмент для мошеннических действий, - считает Владимир Маслов, директор Департамента цифровых технологий Торгово-промышленной палаты РФ.
ЭКОНОМИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ
Базовая проблема малого бизнеса – не успел раскрутиться, а уже всем нужно заплатить: и арендодателю, и поставщикам, и государству, и даже банкам. Многие платежи довольно маленькие, но в сумме расходы на них все равно приличные. Взять тот же торговый эквайринг. При оплате 100 рублей по карте, комиссия банка составляет в среднем 2% от суммы.
- Чтобы сэкономить, компании могут использовать Систему быстрых платежей, созданную Центробанком. Комиссия по ней меньше, чем в банках – 0,7% от суммы. Кроме того, до конца этого года действует льгота. Комиссию компенсирует государство – она будет возвращаться предпринимателям из федерального бюджета, - объяснил Андрей Тараканов.
Есть и другие возможности для оптимизации. Например, связанные с цифровыми технологиями. И здесь тоже можно получить помощь от государства.
- Кто не смог трансформироваться, не выжили. Есть грантовая поддержка по внедрению айти-решений. Возмещаются до 50% для использования отечественного программного обеспечения. Плюс льготное кредитования на цифровую трансформацию. Чем больше применяется российских решений, тем ниже ставка, - перечисляет Владимир Маслов.
И наконец, главное, о чем просят многие предприниматели, - не мучать их проверками. На соблюдение многочисленных норм и правил уходит очень много времени и денег. А толку от них немного.
- Во время пандемии был мораторий на проверки. И ничего не случилось. Никакой катастрофы не произошло. Реформа контрольно-надзорной деятельности должна сводиться к абсолютной минимизации всех проверочных мероприятий. Нужен сервисный подход – нужно учить, объяснять, обучать, а не сразу штрафовать. Репрессивный подход к малому бизнесу нужно исключать, - считает Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ», член общественного совета Минэкономразвития.
По его мнению, на первом плане стоит деловая среда. Предприниматели должны понимать, что государство воспринимает их как равных партнеров и не хочет «доить», а хочет поддержать.