ОПФР по Тамбовской области обращает внимание своих клиентов, что практически ежедневно криминальные сводки содержат информацию о том, что пожилые люди становятся жертвами мошенников, теряя при этом свои пенсионные накопления.
Забота о здоровье и материальном обеспечении пенсионеров - вот два основных аргумента, активно используемых аферистами, чтобы втереться в доверие и добраться до денег пожилых людей. Зачастую мошенники скрываются за маской представителей социальных структур, чтобы вводить в заблуждение и обманывать доверчивых стариков.
Как правило, схема мошенничества в отношении людей пожилого возраста выглядит следующим образом: по домам ходят люди, представляющиеся работниками органов ПФР или социальными работниками, дезинформируют бабушек и дедушек, говоря о том, что им, якобы, неправильно рассчитали пенсию. Поэтому ПФР предоставляет доплату наличными непосредственно на дому. Причины доплаты могут быть и другими – за продолжительный стаж, за непрерывный стаж на одном предприятии, долгую семейную жизнь, определенное количество детей, компенсация за некую неиспользованную турпутевку, обмен денег и т.д.
При этом пока один из аферистов общается с пенсионером (просит написать заявление, расписаться в ведомости, разменять деньги и т.п.), другой, тем временем, обшаривает дом, в поисках накоплений пожилых людей.
Похожая схема используются и при телефонном общении, только в этом случае преступники под различным предлогом выпытывают у пенсионеров реквизиты банковской карты, с которой потом похищают деньги.
Активизировались в последнее время разнообразные мошенники-юристы. Размещая рекламу о перерасчете пенсии, они предлагают свои услуги по «юридическому сопровождению» обращений в ПФР, которые, по словам аферистов, послужат основанием для пересчета пенсии и ее существенного увеличения. Правда, эти услуги они оказывают небезвозмездно: в соответствии с заключаемым с пенсионером контрактом, стоимость такой помощи может достигать нескольких десятков и даже сотен тысяч рублей. Чаще всего «юридическая помощь» сводится к ксерокопированию имеющихся у пенсионеров документов личного хранения и каких-либо нормативно-правовых пенсионных документов. Естественно, такой набор бумаг не может служить основанием для перерасчета пенсии, и размер пенсии у пожилых людей не увеличивается. При этом договор между «юридической организацией» и пенсионером составляется так, что ответственность за отрицательный результат перед пенсионерами она не несет.
Причем в последнее время мошенники стали повышать свой «профессиональный уровень» и в процессе разговора употребляют обороты и термины, характерные для работников Пенсионного фонда, ссылаются на различные нормативно-правовые документы, законы, упоминают фамилии руководства страны или региона, вводя пожилых граждан в заблуждение. Для большей убедительности мошенники нередко вывешивают на подъездах домов объявления, что в такое-то время по квартирам будут ходить представители ПФР и просят пенсионеров в это время быть дома.
Еще бывают случаи, когда мошенники рассылают СМС от имени Пенсионного фонда о повышении пенсии, правда, получившие весть о повышении пенсии должны перечислить определенную сумму на указанный в СМС номер. Иногда под предлогом того, что пенсионеру нужно срочно поменять паспорт, лже-представители ПФР или социальных служб забирают документ у владельца и на его имя берут кредиты в банке.
Кроме того, есть примеры, когда аферисты создают сайты-подделки, похожие на официальный сайт ПФР, где размещаются фейковые новости и разъяснения, которые зачастую служат причиной массовых обращений пенсионеров за комментариями в органы ПФР.
Имеют место факты рассылки писем с почтовых адресов, якобы принадлежащих Пенсионному фонду, в которых содержится просьба перейти по ссылке, которая, на первый взгляд, указывает на сайт ПФР. Однако по ссылке, указанной в письме, содержится вредоносное программное обеспечение, способное нарушить работу компьютера.
Говоря о противодействии мошенничеству лже-юристам, целесообразно привести поучительный пример о судебных разбирательствах с ними московского пенсионера. Не так давно, Мосгорсуд взыскал 2 миллиона с «юристов», бравших на себя неисполнимые обязательства. Мосгорсуд подтвердил решение Тверского суда столицы о взыскании почти 2 млн. рублей с юридической компании, которая, пользуясь правовой безграмотностью клиента, получала от него деньги за неисполнимые услуги по пересчету пенсии. «Юристы» за 80 тыс. рублей пообещали помочь пенсионеру в вопросе перерасчета пенсии. Изучив трудовую книжку, представители фирмы сообщили, что, якобы, государство действительно ему недоплачивает. И в ходе переговоров с ПФР им удастся добиться положительного результата.
Однако в итоге никакого перерасчета сделано не было, и «юристы» уговорили пенсионера начать с Пенсионным фондом судебное разбирательство. Между ними был заключен еще один договор на сумму почти 500 тыс. рублей. За эти деньги фирма обязалась провести правовой анализ ситуации и представлять интересы пенсионера в суде первой инстанции. Однако, и эта авантюра, заведомо обреченная на провал, не удалась, и завышенные требования, не соответствующие законодательству РФ были судом отклонены. В итоге, пенсионер, когда понял, что его ввели в заблуждение, потребовал вернуть все уплаченные деньги. А когда ничего не получил, обратился с иском в суд, но уже на мошенников из «юридической конторы». И только таким путем, потеряв время и здоровье, деньги на оформление документов для судебного процесса, добился возвращения потраченных денежных средств.
Сотрудники территориальных органов ПФР готовы ответить на вопросы и проконсультировать граждан по телефонам «горячих линий» Отделения ПФР (79-43-93 и 79-43-99) и управлений ПФР, перечень телефонов которых размещен на сайте ПФР (www.pfrf.ru).
Аналогичные справочные телефоны работают во всех районных клиентских службах области. Найти контактную информацию можно на сайте ПФР в разделе «Контакты региона», «Найти клиентскую службу», предварительно выбрав субъект РФ – Тамбовская область.
Группа по взаимодействию со СМИ
ОПФР по Тамбовской области
«горячая линия» 79-43-99, 79-43-93
Сайт: http://www.pfrf.ru/