Модные тенденции на рынке новостроек: советская эстетика
Компания: Метриум
Эксперты компании «Метриум» проанализировали наиболее примечательные проекты, чьи создатели заимствовали элементы советской эстетики.
Сталинский ампир
Советская архитектура была многоликой. Конструктивистский авангард 1920-х совсем не похож на пышный сталинский ампир 1930-1950-х, равно как брежневский брутализм не резонировал с массовыми хрущевками. Однако именно эпоха сталинских высоток более всего вдохновляет архитекторов среди других проявлений советского зодчества, причём даже несмотря на негативные ассоциации, связанные с периодом 1930-1950-х гг. в общественном сознании.
Первым архитектурным высказыванием в защиту эстетики сталинского ампира стал проект «Триумф Палас», реализованный в середине 2000-х гг. Жилой небоскреб высотой в 264 метра полностью повторял пирамидальный объем и «щетинистый» декор из десятков шпилей, унаследованный от знаменитых сталинских высоток. Позаимствовали архитекторы и цветовые решения: белый и бежевый облицовочный камень, контрастирующий с темно-коричневыми оконными рамами и черными стальными фонарями. Восьмая «сталинская» высотка «потеряла» только барельефы с советской символикой и сценами, изображающими трудовые подвиги рабочих и крестьян, сохранив тем самым определенную лаконичность, характерную для «лужковского» архитектурного стиля.
История повторяется дважды
Кризис 2008 года остудил разгоряченный столичный рынок жилья. Многие циклопические проекты середины 2000-х гг. оказались под сукном. Девелоперы отказались от новых неосталинских высоток, как в свое время был забыт проект Дворца Съездов Советов. Тем не менее после ВОВ практики сталинского ампира перешли в сферу массового жилищного строительства. В 1940-1950-е гг. появляются «сталинки».
Схожий процесс происходил в Москве в 2010-е гг. Жилые комплексы, заимствующие архитектурную эстетику СССР 1930-1950-х гг., снова появляются на рынке, хотя они уже не достигают масштабов «Триумф Паласа». К примеру, девелоперы проекта «Суббота» прямо заявляют о том, что используют «стиль московских высоток». Жилой комплекс действительно отличает богатый декор фасада, многочисленные портики, балюстрады и колоннады. Первые этажи здания облицованы темным гранитом с брутальной фактурой, а верхние этажи – светлым камнем. Однако проект не лишен и новых архитектурных элементов, к примеру, широкоформатного остекления. Во внутреннем дворе комплекса предусмотрена беседка в форме ротонды – обязательный атрибут советского садово-паркового благоустройства 1930-50-х гг.
Еще один яркий пример – проекты «Галс-Девелопмент» под говорящими названиями «Наследие» и «Достояние». Их архитектурная концепция апеллирует к советской архитектурной эстетике, хотя авторы именуют её «классической». На официальном портале проекта «Достояние» пользователю задают прямой вопрос: «Мечтали жить в настоящем московском доме, который показывали в старых фильмах?». Однако в отличие от «Триумф-Паласа» или «Субботы», которые прямо воспроизводят сталинский ампир, «Наследие» и «Достояние» только «цитируют» отдельные «высказывания» зодчих той эпохи.
Экономия участка продиктовала строгую прямоугольную форму зданий без множества ответвлений из разноэтажных корпусов. Декор стал несравненно более сдержанным, рельефные элементы сведены к строгим геометрическим фигурам без лепных узоров и сюжетов. Данью современным требованиям потребителей стали французские окна и террасы у пентхаусов.
Советские мотивы проникли и в дизайн интерьеров в местах общего пользования. В просторных вестибюлях жителей встречают мозаики с изображениями Юрия Гагарина и других героев советской эпохи.
Однако новая волна экономического кризиса 2014 года не мешает архитекторам ставить новые масштабные задачи, обращаясь к опыту строительства сталинских высоток. Группа Компаний Alcon планирует построить на Ленинградском проспекте многофункциональный комплекс «Алкон III». Здание, основная часть которого станет отелем, практически полностью повторяет форму двух сталинских высотных гостиниц – «Украина» и «Ленинградская». Ансамбль зданий возглавляет высотная башня, которая достигнет 31 этажа, а за ней будет возведен вытянутый в длину семиэтажный корпус, где разместятся офисы. Башня будет завершатся многоступенчатой пирамидой, увенчанной шпилем. Проект стоимостью 4 млрд рублей планируется завершить к 2021 году.
Не ампиром единым
Однако девелоперы обращаются не только к практике сталинского ампира. Еще одна яркая эпоха советской архитектуры – 1920-е гг. – вдохновляет на создание концептуально уникальных жилых комплексов. Точнее говоря, их воссоздание.
Настоящим событием для столичного рынка новостроек в 2018 году стал выход в продажу проекта «Дом Наркомфина». Шедевр эпохи конструктивизма с его строгой геометрией, авангардными формами остекления, лаконичными декоративными элементами будет полностью реконструирован с тщательным сохранением мельчайших деталей творения Моисея Гинзбурга. Примечательно, что работы идут под надзором бюро «Гинзбург Архитектс», возглавляемым внуком архитектора Алексеем.
Застройщик сохранит внешний облик шестиэтажного жилого и примыкающего к нему коммунального корпусов, а также полностью реконструирует оригинальные планировки, задуманные авторами проекта 90 лет назад. Покупатели смогут выбрать квартиры с двухсторонней ориентацией или помещения с двумя уровнями, столь похожие на модные ныне лофты. Идеи зонирования и планирования жилища столетней давности оказались пророческими, потому что почти все представленные планировки абсолютно ликвидны с точки зрения продаж. Кроме того, в четырехэтажном коммунальном корпусе «Дома Наркомфина», соединённом переходом с жилым, застройщик планирует создать инфраструктуру для жителей комплекса. На крыше появится благоустроенная смотровая площадка.
Строить и продавать помогает
Советское прошлое стало для столичных девелоперов поставщиком не только архитектурных идей, но и брендов. К примеру, жилой комплекс «Маяковский» по своей концепции соответствует современному европейскому стилю, в котором едва ли можно разглядеть отсылки к советскому зодчеству. Однако сам бренд – имя главного советского поэта, а также связанная с ним эпоха нашли проявление в самых разных элементах жилого комплекса.
В частности, навигация на территории комплекса будет начертана с помощью так называемых «палочных» шрифтов, которые были разработаны в советской типографике в период расцвета плакатного искусства, одним из главных генераторов которого были Окна РОСТА, где работал Маяковский. Ограждение территории комплекса выполняется из полихромных вертикальных металлических труб разной длины, которые будут украшены цитатами из стихотворений поэта.
Подземный паркинг комплекса украшают изображения, исполненные в лубочной и плакатной технике. Они повторяют некоторые мотивы плакатов Окон РОСТА с образами рабочих, крестьян и пионеров. На одном из рисунков можно увидеть и самого Маяковского, марширующего в шеренге школьников.
Дополнительная информация: «Метриум» – риелторская и консалтинговая компания, чья деятельность сосредоточена на рынке жилой недвижимости Московского региона. Компания входит в тройку лидеров на первичном рынке жилья по объему продаж. Портфель «Метриум» насчитывает 125 проектов общей площадью 7,6 млн кв.м. (с учетом всех проектов в продаже, а также будущих законтрактованных проектов). Ежемесячно компания реализует в среднем 30 тыс. кв.м, работая с крупнейшими девелоперами жилой недвижимости региона.
В 2018 году компания «Метриум» стала «Лучшим консультантом» по версии международной премии European Property Awards. В 2017 и 2016 году признана «Риелтором года» по версии престижной премии Urban Awards. В 2016 году – Риелтором №1 (лидер продаж) по итогам голосования премии «Рекорды рынка недвижимости».
«Метриум» является партнером СBRE – крупнейшей компании в мире, оказывающей услуги в сфере по консалтингу и управлению инвестициями в коммерческой недвижимости.