Карта СМИ
 
 E-mail: 
 Пароль: 
Зарегистрироваться


      

  Санкт-Петербург     10/10/2005  
Коммерсантъ - Санкт-Петербург | Иван Макаров - корреспондент газеты "Коммерсантъ".

Интервью с Иваном Макаровым.
 

ДП: Когда началась настоящая работа в журналистике?
 

ИМ: Путь в журналистику начался с незабвенной газеты <Ленинские искры>, которая сейчас называется <5 углов>. Там в отделе школьных новостей я и написал свои первые информационные заметки. В 1996 году поступил на факультет журналистики СПбГУ и прошел школу в самых разных средствах массовой информации. Я не знаю, как сейчас, но в середине девяностых у нас на факультете был очень сильный отдел практики. Студентов распределяли по всему городу. Причем требовалось за месяц практики опубликовать определенное количество строк. Опубликованные материалы потом даже разбирались в группах с преподавателями, и в зачетку шел результат этого разбора. После первого курса, например, меня направили в газету <Час Пик>. Это произошло незадолго до того, как редакция газеты разделилась. Это был очень интересный опыт. Из первых материалов для <ЧП> запомнилось интервью с одним из потомков семьи Романовых.

После второго курса я три с половиной месяца проработал на заводском радио Ленинградского металлического завода. Бегал по цехам с микрофоном и магнитофоном. Но все-таки в итоге выбрал кафедру периодической печати.

ДП: Телевидение и радио не привлекло?

Нет, я как-то не попал в эту модную волну.

ДП: А как вы начали сотрудничать с <ДП>?

ИМ: Тут тоже все началось с направления из отдела практики. У меня был выбор: либо на новгородское телевидение, либо в <Деловой Петербург>. Я выбрал деловую газету. Нас было примерно десять человек, и именно на нас во многом и обкатывали ту методику, которая сейчас очень популярна в газете <ДП> и с некоторых пор начала называться <Фабрикой звезд>. Нам, правда, никто никаких лекций не читал. Просто давали задания и на практике проверяли: сумеешь выполнить или нет. Месяц я проработал в отделе новостей. После чего мне первый заместитель главного редактора предложил попрактиковаться в отделе финансов.

Хорошо запомнились посиделки в <ДП> по поводу окончания нашей практики. Всем подарили дипломы и устроили небольшое застолье. И как раз тут появился человек в рясе. В <ДП> в тот день вышел материал о том, каким образом зарабатываются деньги на религиозных чувствах людей. Загвоздка заключалась в том, что в этом материале был весьма откровенный рассказ представителя зарубежной православной церкви. Этот нюанс был отражен в материале, но для обывателя был неочевиден. Возник скандал. Один из меценатов после прочтения статьи отказал церкви в 200 тысячах долларов на реставрацию крыши храма нашей православной церкви, мотивируя это тем, что священнослужители и так достаточно зарабатывают. Священнослужитель громко возмущался и открыто высказывал подозрения в том, что материал заказан <конкурирующими конфессиями>.

ДП: У вас сразу же определилось направление, в котором вы сейчас работаете?

ИМ: После практики мне предложили стать стажером в <Деловом Петербурге>. Прошло несколько месяцев и тот журналист, который был моим куратором в финансовом отделе, стал редактором, а я занял его место.

ДП: Не страшно было? Такая серьезная тема для студента - финансы.

ИМ: Тут, на самом деле, не  в серьезности темы дело. Писать на любую тему первое время сложно. Мне несколько помогло то, что, когда я начинал работать, газета выходила три раза в неделю. Было время поучиться.

ДП: Как же так получилось, что в 2002 году вы стали обладателем премии факультета журналистики СПбГУ за лучший дебют?

ИМ: Я в 2001 году закончил университет. Теоретически, все, что было во время учебы, считается расширенной производственной практикой. Так и получилось, что проработав два года корреспондентом в деловом издании, я неожиданно для самого себя стал дебютантом. Но все равно было приятно услышать признание, что все-таки я не зря пропускал некоторые лекции и семинары, предпочитая им обучение журналистике на практике.

ДП: По поводу заказных материалов. Как вы к ним относитесь?

ИМ: Как раз с середины девяностых годов образовался устойчивый миф о том, что любой бизнесмен, который хочет попасть на страницы серьезной деловой газеты, может прийти в издание и заплатить за публикацию, в которой будет фигурировать его имя и которая будет выглядеть как редакционный, а не рекламный материал. И есть целый класс людей, которые всячески поддерживают этот миф. В Питере это еще не так развито, а вот в Москве это отдельное направление бизнеса. И там существует огромное число PR-агентств, которые берут деньги за размещение информационных материалов в серьезных изданиях. Такие "посредники" берут деньги якобы для оплаты работы журналистов, передают информацию в редакцию, зная какие подробности ее интересуют и каков формат газеты. И если информационный материал оказывается просто интересным и в итоге появляется на страницах издания, кладут деньги в собственный карман, докладывая клиенту, что "все схвачено". Если материал не выходит, то клиенту могут и вернуть его деньги. Рассказав попутно байку про то, что, дескать, его конкуренты проплатили больше - только чтобы его имя или название его фирмы не появилось в газете.

Один раз ради хохмы в редакции ДП даже повесили копию бизнес-предложения по размещению заказных материалов в питерских изданиях. В списке фигурировал и "ДП", и "КоммерсантЪ", и "Ведомости". Такие предложения рассчитаны, в основном, на тех, кто выходит "из тени", становится крупным бизнесменом, но при этом не знает еще специфики работы журналистских коллективов. Конечно, в нашем городе существуют СМИ, которые не скрывают, что берут деньги за материалы на бизнес-тематику. Это, чаще всего, издания общественно-политического направления, которые чуть ли ни открытым текстом говорят бизнесменам: <Хотите, чтобы мы написали про вашу фирму? Платите деньги>. Или главному редактору или журналисту. Но есть и издания другого плана, сотрудники которых очень резко реагируют на подобные предложения. Иногда даже вносят бизнесменов, предлагающих деньги за материал, в <черный список>. И больше с ними не общаются.

ДП: Но ведь бывают случаи легальной оплаты материалов?

ИМ: Конечно, бывают. Но тут важно, чтобы не было обмана читателя. Если материал проплачен, пусть стоит пометка <На рекламной основе>. Но, к сожалению, многие издания просто поставлены в такие условия, что не могут окупить свои затраты, если не будут идти на соглашательство с рекламодателями. А многих из этих рекламодателей не интересует рекламный материал. Их интересует публикация выгодного им текста от имени редакции или журналиста. Правда, здесь есть мощный сдерживающий фактор. Читатель уже давно научился отмечать малейшие нюансы в материалах. И иногда подозревает рекламный материал там, где есть просто непрофессионализм.

ДП: Вы сейчас работаете в <Коммерсанте>. Как получилось, что вы ушли из <ДП>? По какой причине?

ИМ: Там был целый ряд причин. Во-первых, мне нужно было больше свободного времени. Во-вторых, <Деловой Петербург> это, конечно, хорошая школа, но на определенном этапе нужно переходить на другой уровень. Нужно либо становиться редактором в газете <Деловой Петербург>, либо уходить на другое место работы.

ДП: На сегодняшний день, мне кажется, одного образования для журналиста маловато. Никогда не было желания получить второе высшее?

ИМ: Мысли о профильном образовании начинают посещать уже после двух лет работы. Но в принципе, год работы в бизнес-издании заменяет собой год учебы в экономическом ВУЗе. И потом, журналист - это совсем не тот человек, который должен знать ответы на все вопросы. Это человек, который должен уметь быстро эти ответы находить.

ДП: В <Коммерсанте> себя комфортно чувствуете?

ИМ: Если бы не чувствовал себя комфортно, то просто не работал бы. Пока все нормально. Те события, что произошли в Москве и касаются смены руководства газеты, на нас никак не повлияли. Работаем в штатном режиме. Каждый делает свое дело. А еще и книгу умудряюсь доделывать.

ДП: Что за книга?

Художественная. Доделаю - расскажу. Пока о ней рано говорить.

ДП: Спасибо за интервью.

Интервью взяла Плечева Дарья (октябрь, 2005 год,  Санкт-Петербург)
(С) Карта СМИ Санкт-Петербург

 
Материал принадлежит "Карта СМИ", перепечатка, копирование, публикация
без авторизованного разрешения - не является законной, и может послужить
поводом обратиться к нашим партнерам "Усков и Партнеры" ((812) 388-6217) для совершения
необходимых действий по защите наших прав. Не воруйте.

Интервью Иван Макаров, ,
Назад
Подробнее об источнике "Коммерсантъ - Санкт-Петербург"

Реклама  
Сайт
 Городов на сайте: 380 городов
 Компаний в базе данных: 9 206 компаний/СМИ
 Пресс-релизы: 223 863 пресс-релизов, добавить
 Рекламных баннеров (активных/всего): 0/201
 
Сейчас онлайн: 85
 Посетителей (Май): 5789 человек
 Клуб Карта СМИ: 9 751 человек, зарегистрироваться
  Rambler's Top100
  Добавить в избранное Добавить в избранное КАРТА СМИ
Телефон портала: Санкт-Петербург: (+7812) 321-60-40
Портал принадлежит компании: Николаев Е:Консалтинг